Клейст Генрих фон (Kleist) (1777-1811), немецкий писатель-романтик. В творчестве Клейста иррациональное (мистические силы, темы рока, носителями которых выступает и сам человек) сплавлено с повседневным (стихотворные драмы «Пентесилея», 1808, «Кетхен из Гейльбронна», 1810, - обе об эпохе средневековья; новелла «Михаэль-Кольхаас», 1810), национальная проблематика (патриотическое воззвание «Катехизис немцев», 1809) - с прославлением юнкерской Пруссии (драма «Принц Фридрих Гомбургский», 1808, издание 1821). Остроумная, с элементами социальной сатиры комедия «Разбитый кувшин» (1811). Вместе с женой покончили жизнь самоубийством.
* * *
КЛЕЙСТ Генрих фон - КЛЕЙСТ (Kleist) Генрих фон (1777-1811), немецкий писатель. В творчестве Клейста иррационально-романтическое сплавлено с жизненной достоверностью (драматическая повесть «Михаэль-Кольхаас», 1810) и элементами социальной сатиры (комедия «Разбитый кувшин», 1811), национальная проблематика (патриотическое воззвание «Катехизис немцев», 1809), драма «Принц Фридрих Гомбургский», 1808, изд. 1821). Покончил жизнь самоубийством.
* * *
КЛЕЙСТ (Kleist) Генрих фон (18 октября 1777, Франкфурт-на-Одере - 21 ноября 1811, Ванзее, близ Потсдама), немецкий писатель, драматург.
Семья. На военной службе
Родился в старинной дворянской семье. Почти все предки Клейста по мужской линии был военными, и будущего писателя уже с детства готовили к службе в армии. В 1792 после нескольких неудачных попыток поступить в военную академию, Клейст записался рядовым в гвардию, в1795 принял участие в походе против Франции.
Университеты
В 1799 Клейст оставляет военную службу и поступает на филологический факультет Франкфуртского университета, чем вызывает недовольство членов своей семьи. Он посещает занятия по физике, математике, истории культуры, естественному праву и латинскому языку, читает философские труды Руссо (см. РУССО Жан Жак) и Лейбница (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм).
Следующие несколько лет Клейст работает в Прусской технической депутации. В его обязанности входит надзор за текстильными мануфактурами, он много путешествует. Значительно расширяется круг его друзей. Клейст знакомится с писателем Кристофом Виландом (см. ВИЛАНД Кристоф Мартин), просветителем Генрихом Цшокке и известным швейцарским педагогом Генрихом Песталоцци (см. ПЕСТАЛОЦЦИ Иоганн Генрих). В 1801 Клейст совершает путешествие в Швейцарию, а затем во Францию, где в Сорбонне слушает лекции по естественным наукам.
Начало творческого пути
Во время поездки по Швейцарии в Клейсте пробудился дар творчества. Никогда ранее не помышлявший о литературной карьере, Клейст пишет трагедию «Семейство Шроффенштейн». Сюжет этой мрачной пьесы перекликается с трагедией Шекспира «Ромео и Джульетта». В ней рассказывается о трагической судьбе полюбивших друг друга детей двух враждующих ветвей одного рода. Уже в этой драме четко обозначена центральная тема в творчестве писателя: столкновение чистого чувства и обстоятельств, которые это чувство извращают и искажают. Эта трагедия была анонимно опубликована в конце 1802.
В Швейцарии Клейст работает и над трагедией «Роберт Гискар», посвященной легендарному полководцу (см. РОБЕРТ ГВИСКАР). Виланд, прочитавший пьесу, отзывается о ней, как об одном из самых выдающихся произведений немецкой литературы. Однако по приезде в Париж в 1803 писатель сжигает большую часть рукописи в припадке необъяснимой ярости.
В октябре того же года Клейст без паспорта и официальных бумаг предпринимает поездку на побережье, где формируется армия для высадки в Англию и пытается записаться добровольцем в наполеоновскую армию; его задерживают, обвиняют в шпионаже и высылают из Франции.
«Кантовский» кризис
В 1804 Клейст читает работы кенигсбергского философа Канта, в которых среди прочего, утверждается невозможность достижения истины и совершенства в обычной жизни. Заранее заданные формы чувственного созерцания ограничивают человеческий рассудок на пути к познанию характера процессов, протекающих в мире, и, лишь преодолев границы своего рассудка, человек может преодолеть границы действительного мира. Для Клейста, который в юные годы выработал для себя определенную систему правил, которым подчинил свою жизнь с целью добиться совершенства и успеха, знакомство с кантовской философией становится шоком, он тяжело заболевает. Следы своеобразно понятой книги Канта можно отныне обнаружить в каждом произведении Клейста. Оправившись после болезни, Клейст пытается обосноваться на родине Канта, в Кенигсберге. Здесь на материале фламандской хроники он пишет комедию «Разбитый кувшин».
В начале 1807 Клейст возвращается в Берлин, который к тому времени уже занят наполеоновскими войсками. Вскоре его арестовывают и отправляют во французскую крепость Жу. Во время своего недолгого пребывания в крепости Клейст пишет новеллу «Обручение в Сан-Доминго» и заканчивает комедию «по мотивам Мольера» «Амфитрион», основанную на античном сюжете. Клейст наделяет обработанный в свое время Мольером сюжет о греческом царе, верную жену которого смог соблазнить Юпитер, трагическим смыслом, сосредоточив свой интерес на характере Алкмены, обесчещенной супруге Амфитриона. Рукопись комедии Клейст посылает Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), но тот, углядев в пьесе «пустяковое христианское толкование античной фабулы», отверг идею постановки пьесы на сцене веймарского театра.
Гете резко отозвался и о следующей драме Клейста, основанной на античном сюжете - трагедии «Пентесилея» (1808). Ее героиня, царица амазонок, разрывается между любовью к своему врагу Ахиллу и долгом перед своим народом, что приводит к трагическим последствиям. Широко известно выражение Гете «смятение чувств», сказанное им по поводу одной сцены в трагедии, где рассказывается о том, как измученная борьбой с собой героиня вместе с собаками рвет на части тело возлюбленного.
Последние годы
С 1808 Клейст издает журнал «Phobus», в котором печатает драматическую повесть «Михаэль Кольхаас», новеллу «Маркиза фон О.», драму «Битва Арминия». Вскоре из-за финансовых затруднений издание прекращает свое существование.
В 1809 Клейст, поддавшись антифранцузским настроениям, пытается поступить в австрийскую армию, но он попадает под подозрение властей, его высылают из Австрии.
В 1810 в Вене была осуществлена постановка «рыцарской пьесы» Клейста «Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнем», декорации к которой выполнил Э. Т. А. Гофман (см. ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей). Тогда же Клейст публикует свое эссе «О театре марионеток», в котором изложены его эстетические принципы. Человек, так утверждает Клейст, является марионеткой, механизмом, которой руководит бесконечно далекий Бог. Лишь полностью соединившись с Богом, либо разорвав связи с ним, человек может вернуться в первоначальное состояние, неизвестно, однако, является ли это состояние прекрасной гармонией или жутким хаосом.
В это же время Клейст создает драму «Принц Фридрих Гомбургский», которая считается вершиной его творчества. Неспособность главного героя пьесы Фридриха фон Гомбурга отличить сон и иллюзию от действительности может привести к катастрофе, избежать которую позволяет лишь чудо.
В 1811, окончательно запутавшись в долгах, Клейст подает заявление об обратном приеме в прусскую армию. Получив положительный ответ, он просит о ссуде на покупку обмундирования, но ему отказывают в просьбе. Это приводит Клейста в отчаяние. В конце лета Клейст знакомится с Генриеттой Фогель, неизлечимо больной музыкантшей. Они принимают совместное решение покончить жизнь самоубийством. 20 ноября 1811 Клейст и Фогель приезжают на Ванзее, курортное место под Потсдамом, где проводят ночь. На следующий вечер Клейст выстрелом в голову убивает Фогель, а затем кончает с собой.